Поисковый робот

Под названием «поисковый робот» подразумевается один из важнейших функциональных элементов любой системы поиска. В его задачи входит как сбор информации об интернет-ресурсах и их обновлениях, так и анализ этой информации. Синонимичными названиями поисковых роботов являются: бот, краулер, web crawler, bot, web robots и так далее.

В пределах одной системы поиска могут функционировать несколько ботов, каждый из которых представлен в виде автоматического скрипта с особым алгоритмом и собственным предназначением. Каждый из ботов соответственно своей задаче производит анализ данных и считывает какую-то конкретную информацию с веб-сайта, которая впоследствии повлияет на процесс ранжирования — распределения ресурсов по позициям в ТОПе поисковой выдачи.

Механизм работы бота

Для определения механизма работы поискового бота можно воспользоваться метафорой. Если представить просторы сети как океан, а интернет-площадки как острова или архипелаги островов, то боты занимаются созданием их карты и внесением полезной информации об этих островах в соответствующие реестры и базы данных. То есть, бот — это небольшое исследовательское судно, которое фиксирует любые изменения на этих островах — ушел ли остров под воду, или на нем выстроился новый город. Такой сбор и анализ информации на языке поисковой оптимизации называется индексацией.

Почему же индексация веб-ресурсов так важна для поисковых систем? Поскольку сейчас системы поиска ориентируются в первую очередь на пользователя, они должны выдать ему наиболее точный, соответствующий конкретному запросу результат, который приведет его к тому же на авторитетный веб-сайт. Важно, чтобы этот интернет-сайт был уже пользующимся доверием со стороны других пользователей, содержал оригинальный и полезный контент. Только в этом случае работа поисковой машины будет эффективной. А с целью выявления таких сайтов и их последующего распределения по соответствующим позициям в выдаче и существует механизм индексации.

Сколько ждать индексации?

Итак, веб-разработчик создал новый остров — новый интернет-сайт. Он его оптимизировал, загрузил на его страницы уникальный контент, разместил несколько ссылок на него на трастовых ресурсах, визуально его оформил и создал полезные инструменты на главной странице — навигатор, карту сайта, поиск по нему и так далее, зарегистрировал уникальный домен и осуществил запуск проекта. И с этого момента веб-мастер находится в ожидании индексации. Ожидание может занять несколько месяцев, поэтому для ускорения процесса можно внести ресурс в специальные каталоги Google и Яндекс.
Если веб-сайт был единожды проиндексирован, поисковый робот будет постоянно его посещать. И частота посещений будет зависеть от частоты обновлений графического или визуального контента, или технических обновлений ресурса. Если обновления происходят раз в день, то робот это зафиксирует, и индексировать страницы интернет-площадки, соответственно, будет, скорее всего, также — раз в день.

Точную информацию об алгоритмах индексирования поисковые системы не предоставляют, чтобы владельцы веб-сайтов не могли под них подстроиться, и оптимизировать ресурс согласно техническим требованиям поисковика. Кроме этого, эти алгоритмы постоянно меняются — они динамичны, поэтому и развивать ресурс необходимо не «под копирку», а используя творческий подход.

Задания поисковых ботов

В пределах одной поисковой системы может функционировать большое количество ботов, которые имеют различное предназначение. Одни ищут «мертвые» сайты для исключения их из индекса, другие ищут новые интернет-страницы для их индексации. Некоторые индексируют визуальный контент, некоторые — текстовый. Существуют также роботы, которые собирают информацию о корректности внешних и внутренних ссылок, анализируют ее и начисляют веб-сайтам соответствующий рейтинг PR.

Когда бот посещает интернет-площадку, в первую очередь он обращается к файлу «robots.txt». Веб-разработчики располагают его в пределах подконтрольного сервера. Он предоставляет или не предоставляет роботам допуск ко всему сайту или к определенным его страницам, файлам.